СТАТЬИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекции Д.А. Баранова

Лекции Д.А. Баранова

Этнографические лекции. Записи есть в продаже - стоимость одной лекции до 21 июня 2021 года составляет 500 350 руб.

В статье представлены все лекции, прочитанные у нас Д.А. Барановым, с аннотациями и подробным содержанием. Для удобства ознакомления они объединены в тематические разделы и циклы.



Человек и его жизнь
Люди и профессии
Дом и окружающее пространство
Народные обрядовые практики

Цикл "Рождение и младенчество"

1. Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии

Лекция посвящена традиционным представлениям о том, откуда берутся дети. Как "программировали" пол и количество будущих детей, из чего делаются дети, кто такие "празднички", о зачатии как познании, о роли мышей и лягушек в появлении детей - эти и другие вопросы освещены в лекции.

Содержание:

1. Этнографическое рождение ребёнка (от свадьбы до 7 лет)
2. Зачатие:
-что нужно для зачатия мальчика или девочки
-время для зачатия (хорошее и плохое)
3. Поэтапное творение ребёнка
4. Православное представление о зачатии
5. Приметы о крови
6. Приметы о молоке
7. О мужском семени
8. Приметы о зубах
9. Приметы об узлах
10. Концепция души (когда приходит душа)
11. Ответы на вопросы

2. Мифологические представления о беременности

Лекция рассказывает об отношении к беременности в русской деревне. Почему беременных боялись мужчины и как они были связаны с хтоническим миром, почему им запрещалось садиться в телегу и смотреть на пожар, как гадали о поле будущего ребенка и почему всех беременных считали сумасшедшими — вот вопросы, которые затронуты в лекции.

Содержание:

1. Беременность - время опасное
2. История об икотнице
3. Двоедушный статус беременной
4. Гадания о поле будущего ребенка
5. Загадки о беременной
6. запреты беременной
- пищевые
- обрядовые
- поведенческие
- временные
7. Связь между беременными
8. Изоляция беременной
9. О тяжелости беременной
10. О связи мыши и беременности
11. О ногах
12. Материнская утроба
- золотница
- лягушка
13. Роды - умирание женщины
14. Ответы на вопросы

3. Роды: место, время, действия

В лекции идёт речь о родинном обряде — его обрядовом сценарии и главных действующих лицах. Рассмотрены следующие сюжеты: роды как путешествие за ребенком в иной мир, действия повитухи и мужа, «мужские роды», формирование тела новорожденного, обряды социализации новорожденного.

Содержание:

1. Рожаница - переход женщины в мать
2. Родильный обряд - таинство
3. Расчет срока беременности
4. О приходе души
5. О вытравленных душах
6. Недоносок (рожденный за 40 недель до срока)
7. Приметы для дна рождения ребенка
- по месяцам
- по неделям
- по праздникам
8. Ребенок - находка - путь рожаницы
9. Приглашение повитухи
10. Поведение во время родов
- преодоление препятствий
11. Место родов
12. Распускание силы для родов
13. Положение для родов
14. 40 дней после родов
- правила для матери
- правила для ребенка
15. Процедуры для младенца и матери после родов
- пуповина
- правки для ребенка
- правки для матери
- омывание
- первое заворачивание в одежду
16. Участие мужа в родах
- помощь мужа для ускорения родов
- обряды для мужа для облегчения родильной боли жены

4. Образ незаконнорожденных детей в русской культуре

В лекции речь идёт о неоднозначном образе незаконных детей в русской деревне. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали? Ответы на эти вопросы можно получить на лекции.

Содержание:

1. Ответы на вопросы
- вопрос о душе нерожденного ребёнка
- вопрос о принятии ребёнка в род
- вопрос о перерождении души
Тема лекции - незаконнорожденные дети
2. Распознавание н.(незаконнорождённого, далее - н.) ребёнка
3. Название н. детей в разных народах
4. Обезликивание н. детей, об их мягкости
5. Имена для н.
6. О жизнеспособности н. детей
- обряд окликания ребёнка
- о запрете замужества сёстрам на братьях, и н.
7. Истории о появлении на свет н. детей для непосвящённых
8. Места рождения н.
9. О нечистоте н. детей
- история о н. происхождении антихриста
10. Положительные аспекты н.
11. Коллективная ответственность за н. детей
12. О важности ритуальности и обрядовости в жизни людей и роли в жизни н.
13. Об обретении новорожденным доли
-н. ребёнок - податель доли
14. Быличка о крещении н. ребёнка
15. О двойне
16. История о бегунах
17. О последышах
18. О первенцах (мало)
19. Ответы на вопросы ( мало)

5. Детское "знание". Откуда дети знают будущее?

Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе. Почему знание "проглатывается", как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем "детское" знание отличается от "культурного", как "развязать ум", какими способами в традиционной культуре передавалось знание? Эти и другие вопросы обсуждаются на лекции.

Содержание:

1. Представление о зачатии
- о знании, приобретаемом в опыте
- ребёнок - плод познания
- перинатальные воспоминания
- образ мирового океана, мирового древа и внутриутробного развития
2.Появление на свет ребёнка - опознание ребёнка
- о подмене ребёнка в утробе
- об обезличенности новорождённого
- осмотр тела (похожесть, знаки на теле)
- обряд метания из-под стола
- былина о Добрыне
- сказка о том, как отец отдал сына на учёбу колдуну
- об отсутствии знаков на теле, приметы
- парадокс запретов в беременности и наличия родильных отметин при рождении
3. О подмене ребёнка
- истории о подмене ребёнка в утробе
- о подмене в роддоме
- обряды для определения подменыша
- обряд для узнавания, будет ли болезненный ребёнок жить
4. О том, почему не показывали маленького ребёнка
5. О Крещении, имянаречении и подмене
- родовое имя
- незанятое имя
- обряд окликания
- обряд узнавания имени ребёнка
6. Опознание ребёнка в свадебном обряде
7. Приметы, которые несут дети
8. Знание о внутриутробной жизни (более подробно, чем в начале)
9. Вещие знания детей
10. Обряды, связанные с переходом
- развязывание узла
11. Ответы на вопросы

6. Мифология русской колыбели

Лекция посвящена рассмотрению семантики колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы. Какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель всегда подвешивалась, чем была опасна новая колыбель, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено?

Содержание:

"Первый дом человека"
1. Классификация колыбелей
2. Устройство колыбели
3. Названия колыбелей
4. Сравнение первого и последнего дома человека
5. Пространственное положение колыбели
6. Породы деревьев для изготовления колыбели
7. Гадание по сучкам на очине о детях
8. Приметы про очин для рождения детей
9. Преграждение пути ребенка в иной мир
10. Причины подвешенного положения колыбели
11. Приметы живучести ребенка
- по рождению
- по крещению
12. О движении вверх и вниз
13. О качании ребенка
- положительные аспекты качания ребенка
- отрицательные аспекты качания ребенка
14. Запреты ругательств о ребенке
- история о пропавшем в лесу мальчике
15. Вынимание ребенка из колыбели
16. Обряд разрезания пут
17. Обряд обновления колыбели (новой)
18. Обвешивание - обережье колыбели
19. Детская мебель в русской культуре
20. Ответы на вопросы

7. Колыбельные песни

Лекция будет посвящена одному из самых привычных для нас и в то же время необычных жанров фольклора - колыбельным песням. Необычность колыбельной заключается в ее адресате - она исполняется тому, кто не может понять ее содержание по определению, то есть младенцу. Мы будем говорить о типах, функциях, мотивах и главных героях колыбельных песен. Какие мифологические персонажи и животные присутствуют в песне, почему поется об убийстве животных и о пожелании смерти ребенку, как описывается мир в колыбельных песнях - эти и другие вопросы будут обсуждаться на предстоящей лекции.

Содержание:

1. Колыбель - первый дом
2. Колыбельная песня - архаичный жанр фольклора
3. Определение колыбельной песни
4. Период исполнения колыбельных
5. Функции и назначение колыбельных
6. О грудном вскармливании
7. О связи колыбельной с причитаниями
8. Мотивы в колыбельных песнях
-изгнание вредителя
-призыв успокоителя
-призыв охранителя
-мотив пугания
-мотив предупреждения
- мотив наказания
-мотив кормления
-мотив купания, обмывания
-мотив одаривания
-мотив сна-роста
-мотив благополучия
-мотив "все спят, и ты спи"
-мотив "колыбель", "постель"
-мотив качания
-мотив семьи
-мотив призыва и отгона смерти
-мотив призыва деторождения
-мотив убийства закланья животного
8. Колыбельная - транслятор традиционного мировоззрения
9. Связь колыбельной и заговора
10. Объяснение смертных колыбельных
11. Литература по колыбельным
12. Ответы на вопросы

Человек и его жизнь

1. Когда появляется душа

Содержание:

1. Единство души и тела
2. О важности погребения тела
3. Когда и откуда появляется душа у человека. Три представления
- при зачатии
- живая половина (при шевелении)
- при рождении
4. Связь души и ветра
5. Связь души и крови
6. Как выглядит душа
7. О поведении беременной женщины
8. Где находится душа в теле человека, разные представления
9. О темени
10. О смехе
11. Передвижение души по телу
12. О путешествиях души
13. Агония, выход души при умирании
14. Представление о жизни души после смерти
15. О реинкарнации
16. Ответы на вопросы

2. Сон

Являясь естественной частью жизни, сон в народных представлениях описывается как необычное и пограничное состояние. Почему сон сравнивают со смертью, что такое "обмирания", каков механизм толкования сновидений, с кем человек общается во сне, каковы связи между сном, с одной стороны, и ритуалами, верованиями и мифами, с другой? Этим и другим вопросам будет посвящена очередная лекция "Сновидения в традиционной культуре

Содержание:

1. Психофизиологии сна
2. Связь сна и реальности
3. Культурные сравнения снов разных народов
4. Сон о Николае Угоднике
5. Сказка об умершей жене
6. Рассказ о Кастонеде
7. Сон Ломоносова
8. Культурный феномен - сон
9. Роль сна в сказках
10. Сравнение сна и смерти
11. Откровения во сне. Вещие сны. Сны об умерших
12. О толкованиях снов
13. Гадания на сон
14. О сне в чистом поле
15. Структура сна
16. Шаманские сны
17. Ответы на вопросы

3. Отношение к страху в русской традиции

В лекции речь идёт о таком базовом чувстве человека как страх. Рассмотрены виды страха и выработанные культурой способы преодоления страха. Затрагиваются вопросы о функциях страха, об использовании в традиционной культуре страха как контролирующего механизма и как психотерапевтического лекарства. Также лекция знакомит с некоторыми фольклорными жанрами, для которых страх является сюжетообразующим элементом.

Содержание:

1. Классификация страхов
2. Страх в религиозной философии
3. Функции страха
4. Задача страха при гадании
5. Страх смерти
6. Философский аспект страха
7. Тоска в похоронных обрядах. Профилактика
8. Былички о покойниках
9. Укрощение страха
10. Связь тоски и пустоты
11. О жидкой структуре тоски
12. Сроки тоскования после похорон
13. Различия страха и тоски
14. Связь страха со смертью
15. Способы избавления от страха, связанного с покойниками
16. Литература

4. Человек есть то, что он ест?

Несколько неожиданный взгляд на этнографию еды, помещающий ее в "пищецентричную" перспективу. При таком подходе получается, что уже не человек добывает и потребляет пищу, а пища, проходя ряд преобразований и попадая внутрь человека, в конечном итоге становится телом человека, отвечая формуле «человек есть то, что он ест». И человеком управляют собственно потребности тела. Все эти трансформации еды на пути ко рту человека и далее могут быть описаны как испытания и страдания ради достижения заветной цели — человеческого тела. Об этом свидетельствует распространенный фольклорный мотив «жития растений», в частности, пшеницы, проса, винограда и т. д., представленный в песнях, обрядах, играх, хороводах, быличках, загадках. В них последовательно перечисляются все болезненные и мучительные этапы «жизненного пути» растений: от момента сева до получения конечного продукта — хлеба, вина и т. д. Проходя эти своего рода «инициации», пища продолжает свой путь, но уже в «составе» человека.

Содержание:

1. Об отношении к еде антропологов
2. О методах антропологических исследований
3. Работа Тенишева
4. Пища - исчезающая материальность
5. О пищевых музеях
6. Приготовление еды - диалог человека и природы
7. Этнограф Максимов "Куль хлеба и его похождения"
8. О голоде
9. Человек есть то, что он ест
10. Жития растений в фольклоре народа
11. Табуирования в приёмах пищи
12. О пиве
- ритуальный напиток
- сырьё для пива
- хмель, символизм, фольклорная семантика
- приготовление свадебного пива
- о сусле
- роль пива в свадебном обряде
- о дьявольской природе пива
- об обыденном пиве
- роль пива в других обрядах
- об употреблении пива
- о пьянстве
- оживляющие свойства пива
13. Ответы на вопросы

5. Женское лицо культуры

Лекция посвящена взаимоотношениям мужчины и женщины в традиционной культуре.Показано, как признак пола выступает в качестве универсального принципа классификации, пронизывающей все стороны жизни человека. Акцент сделан на женском взгляде на культуру, который обнаруживается как в языке, так и в представлениях и обрядовых практиках.
Почему женское пространство является маркированным в языке, как женщины описывают свою роль во взаимоотношениях с мужчинами, какие символы используются для описания девушек и женщин?
Что означает «славутность» девушки, в чем заключается женская красота с точки зрения традиционных представлений?
Эти и другие вопросы будут освещены в очередной лекции.

Содержание:

1. Классификация в культуре по половому признаку
2. Приметы для рождения мальчика и девочки
3. Фольклорный образ девичества
4. О чистоте девицы связь с огородными культурами
5. О мужских растениях
6. Обрезание пуповины девочек и мальчиков
7. Гендерная классификация в прическе
8. Обряд запрыгивания в понёву
9. Об опасности женщин
10. Женщины глазами мужчин
11. Обряды с мужчинами в родах
12. Девичья Красота и славутность
13. "косметика" наших прабабушек
14. Молитва на красоту
15. Эталоны красоты в разных эпохах
16. О молодухе и бабе
17. О некрасивых людях
18. Ответы на вопросы

6. Традиции погребения воинов

Содержание:

1.Отношение людей к смерти
2. Подготовка к смерти
3. Отклики погребального обряда в других обрядах
4. Взаимодействие мертвых и живых
5. О доле
6. О заедании чужого века
7. Об общественной ответственности
8. Заложные покойники
9. О солдатах и смерти
10. О пропавших без вести с точки зрения христианства
11. О поисковиках пропавших без вести - поверья поисковиков
12. О перезахоронении останков без вести пропавших
13. Об отношении к погибшим. Места памяти
14. О важности перезахоронения без вести пропавших

7. Достаток, богатство и деньги в русской традиции

На лекции рассматриваюся традиционные представления крестьян о богатстве, доле, престиже, кладах. Как относились к деньгам в народной культуре, что такое "неразменный рубль", как найти клад, можно ли было давать деньги в долг, как относились к воровству, в чем измерялось богатство, каковы функции взаимного одаривания - эти и другие вопросы освещены в лекции.

Содержание:

1. Литература и источники
2. Коротко о воровстве
3. Архаичное понимание богатства
4. Определение духовного богатства
5. Связь между богатством и уважением в обществе
6. Формы богатства
7. Меценатство и о помощи бедным
8. О приёме богатого человека в доме
9. Мифологизация богатства
- деньги в свадебном обряде
- загадки про деньги
10. Неразменный рубль. Определение
11. Способы получения
- в церкви
- через гнездо ласточки
- через летучую мышь
- с помощью чёрной кошки
- в пасхальную ночь
- в чистый четверг
- с помощью обуви
12. Дух-обоготитель
- Фармазонские деньги
-о евреях
- о верхоблюдниках
13. Использование неразменного рубля
14. Признаки неразменного рубля
15. Способы выведения из обихода неразменного рубля
16. Кошелёк самотряс
17. Золото
- в фольклоре и сказках
- символика золота
- связь с подземным миром
- связь с солнцем
- быличка о золоте
- о кладе
- способы обретения клада
18. О двойственном отношении к богатству
19. О раздавании богатства
20. Ответы на вопросы

8. Воровство и долги в русской Традиции

На лекции рассматриваются традиционные представления крестьян об оборотной стороне денег и богатства - воровстве и долгах. О магических практиках, связанных с воровством, о разных видах воровства. Какие поверья были с этим связаны, каких случаях воровство простительно и учитываются "смягчающие обстоятельства"? Можно ли давать в долг?

1. Определение воровства
2. преступление и грех. Суд человеческий и суд божий
3. О примирении потерпевшего и преступника
4. О правде и кривде
5. преступление - несчастье
6. распространение воровства на Руси
7. стереотипы о воровстве
8. наиболее тяжкое воровство и воровство во благо
9. Поговорки о воровстве
10. Вредоносное воздействие воровства
11. Кара Божья за воровство
12. Грех пополам
13. Наказание вора
14. Женское воровство
15. Наказание на том свете
16. О чужести деревенскому сообществу
15. Способы невидимости
16. О цветке папоротника
17. Помощники в воровстве
18. Защита от воровства
19. Виды воровства
20. Отношение к воровству
21. О долгах
22. Ответы на вопросы (вопросов не было)

9. Супружество и любовь в русской традиции

На лекции рассматривались традиционные представления крестьян о супружестве, любви, счастье и о том, как они достигались и поддерживались. Также затронуты вопросы несчастливых отношений - измен, жестокого обращения - и как их решали в традиции. Мы шутливо назвали эту лекцию "что такое хорошо и что такое плохо" в браке с точки зрения русской Традиции.

Люди и профессии

1. Посредники между мирами. Лекция 1. Пастух, гончар.

Вы знаете, какая фамилия в России одна из самых распространенных? На протяжении многих лет тройка лидеров выглядит так: Иванов, Смирнов, Кузнецов (а если к Кузнецовым добавить Ковалевых, что по смыслу одно и то же, то их первенство будет безоговорочным). Кузнец традиционно был очень важным человеком на деревне и не только потому, что мог подковать коней. На расстановках у нас были истории, из которых становилось понятно, что кузнецы были людьми особенными... Но - без подробностей, обоснований и пояснений.В народной среде кузнечное дело воспринималось как магическое действо: оно было связано со стихией огня, с умением использовать ее силу при обработке одного из самых твердых материалов, а также со способностью придать металлу большую, чем природная, крепость. Кузнецу приписывались необычная сила и владение тайными знаниями, недоступными простому человеку. Неполный список вопросов:
- почему в космогонических представлениях кузнец превращался в демиурга?
- как он связан со змеями?
- почему его отличительной чертой почти всегда является хромота?
- каким образом кузнец связан с любовной магией?

Содержание:

Часть 1 - ответы на вопросы из предыдущей лекции о традициях погребениях воинов
1. Обряд захоронения солдата солдата на поле боя
2. Обряд захоронения в братских могилах
3. Обряд захоронения земли погибшего на чужбине
4. Захоронение без гроба
5. О телесной целостности

Часть 2 - по теме лекции:
1. Мифологизация отклонения людей, живущих "необычной жизнью"
2. Отношение к тем, кто живет "не как все"
3. О возникновении традиций
4. О потустороннем происхождении ремесленников
5. Образ кузнеца в разных народах
6. Путь Ивана-дурака в сказке
7. Пастух:
- обряд выгона коров весной
- обход коров
- сделка с лешим
- выгон коров утром
- кто мог быть пастухом
- об отказе от дара
- посвящение в пастухи
- запреты пастухов
- быличка о пропавших коровах
- быличка о пастухе с червями
8. Гончар:
- миф создания мира из глины
- Мифологическое представление о гончаре
- соотнесение гончара и потустороннего мира
- процесс создания горшка
- поверья гончарного ремесла
- важность времени изготовления посуды
- о волшебных свойствах посуды

2. Посредники между мирами. Лекция 2. Гончар, кузнец

Содержание:

Продолжение о гончаре:
1. Понятие о пространстве
2. Выбор глины
3. Процесс создания посуды
4. Сказ о гончаре и чёрте
5. Запреты для простых людей по отношению к гончарам
6. Поверья о гончарах
7. О горшке - мифологизация предмета
8. Связь горшка и строения тела человека
9. Участие горшка в обрядах

Кузнец:
1. Мифологизация образа кузнеца
2. Покровители кузнечного дела
3. Образ кузнеца в обрядах
4. Игры в кузнецов
5. Космогония кузнеца
6. Кузнечные бесчинства
7. Особый статус кузнеца
8. Связь кузнеца и чёрта
9. Передача кузнечного дела
10. История о получении кузнечного знания
11. Шлихуны
12. Теофилов трактат об Испанском золоте

3. Образ солдата в мифологических представлениях русских

Солдат в быличках. Речь пойдет об образе солдата в мифологических представлениях. Почему нечистая сила принимает часто облик солдата и в то же время солдат выступает защитником людей от нечисти, откуда у солдата появляется сверхзнание и почему ему подчиняются духи, когда проник персонаж солдата в быличку и каковы его отличительные черты? Эти и другие вопросы освещены на лекции.

Содержание:

1.Значение рекрутчины
2.Солдатские гадания
3.Солдатские обряды
- проводы (как по покойнику)
- отношение к солдату
- постриги
- проводы в армию
- молитва
- баня
- демонстрации
- гуляния
- благословения
- заговоры
- встреча рекрута
- хлеб, чтобы вернулся
4. Об инициации
5. Параллели с обрядами роженицы, бабой Ягой и свадьбой
6. Поиск пропавшего без вести
7. Быличка о двух сыновьях, погибших в море
8. Быличка про солдата и царя
9. Быличка "в лесу"
10. Быличка о шапке с кокардой
11. Гадания

4. Сила воинов

Праздничная лекция к 23 февраля, продолжение мифологической темы образа солдата, которого все мы знаем как самобытного, умного, смелого и находчивого персонажа русских сказок. Акцент сделан на быличках и легендах не только о мифологических образах, но и об исторических - например, о Суворове и Петре 1.

Содержание:

1. Воины - особые люди
2. О поисковиках. Рассказы поисковиков
3. Солдат в сказках
- звание солдата в сказке
- сюжет дороги
- близость смерти к солдату. О знаниях солдата о смерти и погребальном обряде
- о бездомности солдата
- сакральное знание солдата о нечисти
- хитрость в образе солдата
- О Твардовском
- О Суворове
4. Сказка "солдат и смерть"
5. Казаки
6. Ответы на вопросы

5. Бабки, колдуны, целители

Содержание:

1. О сакральности жизни
2. Разница между шаманами и колдунами
3. Разница между колдуном и знахарем
4. Экспедиция к колдунье Валентине
5. Обряд инициации колдуна
6. Икота
7. Помощники колдуна
8. История о колдуне и лешем
9. Передача колдовской силы
10. Взаимоотношения лешего и колдунов
11. Связь зубов с колдовской силой
12. О сакральности слова
13. Практика лечения болезни
14. О Крови знахарей. Передача слова по крови
15. Социальное положение в обществе знахарей и колдунов
16. Ответы на вопросы

6. О мышах и музах

О глубинных связях творчества с мышами в европейской перспективе. Как творчество связано с вертикальным движением, что такое вдохновение, почему у муз и мышей одинаковые родители и предводители, могут ли мыши петь и танцевать, являются ли лихорадка русских заговоров сестрой античных муз?

Содержание:

1. О связи мышей с искусством
2. О музах в античной традиции
3. Генеология муз
4. Медиатор между мирами - шаман
5. Творческий дар
6. О принятии дара
7. Определение понятия таланта
8. Про Аполлона
9. Образ поэта
10. О врачевательной функции муз
11. Зрение у поэта
12. Связь муз и лихоманок
13. Связь муз с обрядом опахивания
14. Мифологическое происхождение мышей
15. Связь мышей со зрением
16. Связь мышей с врачеванием
17. Связь мышей с творчеством
18. Связь мышей с женщинами
19. Связь мышей и муз
20. Выводы
21. О сути творчества

Дом и окружающее пространство

1. Мифологическая "карта" русской деревни

Лекция посвящена рассмотрению представлений русских крестьян об освоенном пространстве, в котором протекала их повседневная жизнь, а также - о границах, отделяющих его от пространства чужого и опасного. Будут проанализированы различные способы освоения пространства:
- с помощью хозяйственных практик,
- обрядов,
- символических интерпретаций.
Какие локусы пространства являются самыми защищенными, а какие - опасными?
Почему дом нельзя было строить на дороге, а сама дорога выступала метафорой смерти в фольклорных текстах?
Где проходят границы между мирами и можно ли их пересекать?

Содержание:

1. Экспедиции
2. Смерть колдуна
3. Приметы в жизни, экзамене, опасных профессиях
4. Как возродилась традиция
5. Договор с природой и миром
6. История-быличка про лешего-домового и проклятую деревню
7. Как современность становится традицией (молодёжь и старый аэропорт)
8. Регламентация поведения в чужом пространстве
9. Опасные места (перечисление) они же места спасения
10 Ответы на вопросы

2. Границы дома

Лекция посвящена рассмотрению символических границ русской избы: порогу, окну и трубе, то есть тому, что делает ее жилым домом.

Содержание:

1. Венец - граница безопасности
2. Классификация домов
3. Дома без окон и дверей
4. Статус дверей и окон
5. Регламентированная и нерегламентированная связь дома с внешним миром
6. Образ замка
7. Очищение дверей и окон
8. Защита дверей и окон
- определение дурного человека с помощью иглы со сломанным ушком
9. Порог в ритуалах и обрядах
10. Об окнах
- окно в восточных культурах
- притча о судьбе
- связь окно - солнце
- история о сумасшедшем мальчике
- приметы
- загадки
- обряды
11. Ответы на вопросы

3. О двухполярности внутреннего пространства русской избы

В лекции речь идёт об аксиологии домашнего пространства, которая делит его условно на два полюса: «языческий» и православный, женский и мужской, чужой и свой и т.д. Некоторые вопросы, о которых говорится на лекции:
Является ли русская печь безопасным пространством?
На какую лавку нельзя садиться женщинам?
Какие углы бывают в доме?
Где начинается красный угол?

Содержание:

1. Ответ на вопрос о расколе элиты и народа
2. Строение домов в разных местностях
3. Диагональ Красный угол-печь
4. Двоеверие в строении русской избы
5. Центр дома
6. Матица (семантика, обряды, запреты)
7. Печной угол
8. Пояс дома
9. Красный угол (в разных местах по лекции расположение, пространство красного угла, названия, обряды) -рассадка домочадцев за столом
10. Стол (семантика, обряды, приметы)
11. Половицы
12. Лавки
13. Печь (обряды, семантика, игры)
14. Голубец

4. О чём молчат вещи

Почему и о чем вещи говорят?
Как расшифровать язык вещей?
Насколько физические свойства вещи определяют взаимоотношения между ней и человеком и в целом, поведение людей?

Содержание:

Ответы на вопросы
1. Народное православие
2. Радуница
3. Хлеб на столе

По теме лекции:
1. О правдивости вещей
2. О научном знании
3. О произвольности семантики вещей
4. О русском символизме
5. Связь физических свойств вещи с культурным признаком
6. Как говорят загадки о вещах
7. О венике - свойства, обряды, загадки
8. Сито - свойства, обряды, загадки
9. Ухват -//-
10. Мутовка -//-
11. Веретено -//-

5. "Перевернутое пространство": русская баня в обрядовых практиках

Акцент сделан на обрядовых функциях бани и мифологических представлениях о ней.
- Почему баня описывается как своего рода "антидом"?
- Откуда в бане появляются лягушки?
- С какой целью ночью ходят в баню?
- Кто обитает в бане?
- Какие обряды справляли в бане?
- Почему в бане нельзя мыться одному после захода солнца?

Содержание:

1. Происхождение названия "России" - легенда об апостоле Андрее в бане
2. Устройство мытья в деревне
3. Финская баня
4. Происхождение бани
5. Общественные бани
6. Описание русского парения иностранцами
7. Устройство бани
8. Закаливание
9. Баня-антидом
10. Запреты в бане
11. Обитатели бани
12. Банные обряды
- родильная баня
- свадебная баня
- погребальная баня
- посвящение в колдовство
- банные испытания
- банное лечение
- банные гадания
13. Ответы на вопросы

6. Мифологические представления крестьян: домашние духи-хозяева

Чего стоит один рассказ Д.А. Баранова про виденного им с товарищем домового из заброшенной деревни, принятого поначалу за Лешего! Потому что водил путников по лесу, но с "нелешачьей" задачей - вернуть людей в деревню, сделать так, что в ней кто-то жил. Скучал, тосковал по людям и жилым домам... По нашему расстановочному опыту (мы много расставляем квартиры и дома) тоже знаем, какие штуки приключаются с домовыми, они буквально жертвами козней иногда становятся - и запертыми в банку могут оказаться, и ущемлёнными в правах другими духами, намеренно или случайно оказавшимися в доме...

Содержание:

1. О существовании духов и вере в них
2. Снежный человек - прототип лешего
3. О купальской ночи
4. Домовой
- облик человекоподобный
- место обитания
- к чему появляется
- былички о домовом
- переезд домового в дом
- задабривание домового
- появление домового
- строительная жертва
- о похоронах в древности
- как снять тяжесть (домового) ночью
- история в Архангельской области
- другие облики домового
- облик домового - ужа
- быличка архангельская про старика и 5 домовых
- семья домового
- хозяйство домового
- правила поведения в доме - запреты
- обряд очищения посуды, которую оставили открытой на ночь
- обязанности домового
5. Банник
- внешний вид
- запреты в бане
- история про обдериху
- баня - нечистое место
6. Овинник
- история о гадании
- внешний вид
7. История про раскопки в Туве
8. Ответы на вопросы

7. Мифологические представления русского народа: лешие, русалки

Речь на лекции идёт о самых популярных персонажах низшей мифологии. Мы говорим о том, почему эти верования до сих пор актуальны, какую функцию они выполняют, что же на самом деле стоит за этими представлениями,как в русской деревне идентифицировали нелюдей,как договаривались с ними и как защищались от них.

Содержание:

1. Славянская мифологическая система, сравнение в другим
2. Фольклорная картина мира в современности о вере в неё
3. Леший - названия
- о вере в лешего
- описание внешности
- определение нечистой силы
- быличка об определении гостей по размеру ног
- признаки "чужого"
* наличие креста
* девушка - заплетённая коса
- о косе
* девушка - наличие пояса или ремня
- о поясе
- Испытание лешим охотника
* запреты
- семья лешего
- быличка о дочке попа
- обращение за помощью к лешему
- договор пастуха и лешего
- запреты договора
- история о пропавших коровах
- язык лешего
- о пропавших детях
- как выйти из леса, если заблудился
4. Водяной
- внешность
- жертва водяному
- успокоение водяной глади гуслями
5. Русалки
- внешность
- фараонки
- быличка о русалке
- связь с лесом
- проводы русалки
6. Полуденница
- запрет работы
- внешность
7. Полуночница
- связь с детьми
8. Хозяйка гор
9. Литература

8. Пути-дороги

Содержание:

1. Плотность пространства
- про разицу картины мира у разных народов, разницу смыслов в языках или почему надо изучать именно свою культуру
2. Что такое движение
3. Сказочные образы пути
4. Баня-дорога
5. Плохие дороги России
6. Перекрёстки, откуп дороги
7. Время в решением пространственный путь
8. Переход как путь
9. Путь в рождение
10. свадебный переход
11. Последний путь
12. Движение вверх-вниз

Народные обрядовые практики

1. Весенние обряды и праздники

Серединой и кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники (см. Пасха, Пасхальная неделя), разделявшие два важнейших обрядовых периода и предопределявшие характер и направленность приуроченных к ним ритуалов. Ранневесенний - масленичные гуляния и встреча весны, и второй - от Пасхи до Троицы. На нашей лекции речь идёт о втором - поздневесеннем.
Из статьи РЭМ:
"Единство цикла весенней обрядности проявлялось как в мифопоэтических представлениях об особенностях и характере этого календарного периода, так и в соответствующих комплексах ритуалов.... От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева Дня начинался второй период весенней обрядности. В мифопоэтических представлениях главной его чертой было возрождение, расцвет и полнота жизненных сил в природе и человеке. С этого времени весна вступала в свои права. Целью, проводившихся в послепасхальный период обрядов было обеспечение урожая, на это были направлены и магические акты по охране посевов от града, вредителей и нечистой силы, подобную функцию выполняли обходы полей (см. Молебны). Чтобы помочь весне прийти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и т.п., превратившиеся в 19 в. в молодежные и детские развлечения»

Содержание:

1. Классификация обрядов
2. Зачем ежегодно повторять обряды
3. Великий четверг
4. О приметах
5. Приметы великого четверга
6. Обряды и обычаи великого четверга
7. Обрядовый диалог
8. Четверговая соль
9. Пасха - о самом празднике
10. Подготовления к Пасхе
11. О писанках
12. Литовская Пасха
13. Приметы сопутствующие Пасхе
14. Об игре солнца
15. Обряды на Пасху
16. Пасхальный стол
17. Обряды с пасхальным яйцом
18. Колокольный звон
19. Пасхальные гуляния
20. Волочебные песни
21. Пасхальные игры
22. Мотив качания на качелях
23. Суеверия связанные с Пасхой
24.Поминовение родителей на Пасху
25. Красная Горка
26. Пасхальный цикл
27. Ответы на вопросы

2. Окказиональные обряды

На лекции даётся определение окказионального обряда и подробно рассказано о нескольких видах окказиональных обрядах: например, опахивание села, вызывание дождя и т.д.

Содержание:

1. Вознесение. Праздник. Обряды
2. Троицкий цикл
3. Похороны кукушки
4. Кумление
5. Семик
6. Духов день
7. Русалки
8. Проводы русалки
9. Окказиональные обряды
10. Мор. Обряды от мора
11. Вызывание дождя
12. Остановить ливень, град
13. Защита от пожара
14. Защита молока у коровы
15. Защитные обряды для скотины
16. Литература по окказиональным обрядам
17. Ответы на вопросы

3. Лён: культура и символ

В лекции предлагается взгляд на крестьянскую культуру в "льняной перспективе", то есть, через рассмотрение хозяйственных и обрядовых практик и фольклора, связанных со льном, поговорим о взаимоотношениях мужчин и женщин, парней и девушек, о мифологической картине мира, о системе традиционных ценностей.
Почему лен считался оберегом и зачем его клали в колыбель, зачем девушки умывались льном, выросшим на перекрестке и что символизирует вытаптывание льна, как масленица связана с высотой льна и зачем льну нужно смотреться в зеркало? - эти и другие вопросы будут затронуты на очередной лекции.

Содержание:

1. Посев льна
- сроки
- сеятель
- методика посева
- семантика
2. Уборка льна. Семантика
3. Обработка льна
4. Трепание льна
5. Обряды для длинного льна
6. Запреты, связанные со льном
7. Обряды со льном
8. Об обыденном полотне
9. Гадания со льном
10. Целительство со льном
11. Инструменты для обработки льна
- прялка. Семантика прялки, семантика прядения, игры, гадания
- веретено. Семантика веретена
12. Ответы на вопросы

4. Без лица в личине

Что мы знаем о загадках?
Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли.
Вроде всё понятно. А вернее, привычно и с детства знакомо. Потому что есть в этой теме и вопросы.
Например - почему загадки встречаются у всех народов, независимо от их ступени развития?
Что в них есть не видимого на первый взгляд, но относящегося к культурному коду народа?
И что за скрытый смысл в них содержится, если есть веками и у всех?
На лекции речь идёт о загадочной природе русской загадки, ее происхождении и функциях.

Содержание:

1.Космогонический жанр фольклора - загадка
2. Загадки о загадках
3. О запрете сжигать веники. Связь телёнка и веника через загадку
4. О коромысле в загадках
5. Перерезание пут
6. Многогранные связи мира - всего со всем в загадках
7. Структура загадки
8. Как найти отгадку, алгоритм отгадывания
9. Об ухвате. Семантическое значение, обыгрываемое в загадке
10. Связь колыбели и гроба через загадку
11. Связь ребёнка и зубов через загадку
12. Время для загадывания загадок
13. О сотворении мира в загадках
14. Загадки в сказках
15. Ответы на вопросы

5. Святочные обряды, гадания

В лекции речь идёт о самом загадочном и волшебном праздничном времени в народном календаре - Святках. Святки в традиционной картине мира представляются временем размывания границ между этим и иным миром, между прошлым и будущем, между мужским и женским. Зачем и как гадали, как выглядел русский дед мороз, когда появилась ёлка, зачем "обижали" стариков, в кого рядилась молодежь, кто такие " святки" - ответы на эти и другие вопросы можно узнать из лекции.

Содержание:

1. О старении мира
2. Причины использования ритуалов
3. Период святок - временные рамки
4. Знаковый характер Святок
5. Этимология слова "святки"
6. Про пост
7. Тема похорон в Сочельник
8. Кутья
9. Приметы
10. Причина безвременья в Святки
11. Запреты
12. Колядования
13. Зачем рядились в нечисть
14. О творении мира
15. Новогодние загадки
16. Молодежные игры, игрища и бесчинства
17. Игра в Кузнеца
18. Игра в смерть
19. Дед мороз и елка
20. Снегурочка
21. Гадания

НАШИ ПРОГРАММЫ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

ВАХТА ПАМЯТИ

ЗЕМЛЯ И ДОМ

ПОМИНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

РОЖДЕНИЕ И МЛАДЕНЧЕСТВО

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ БАНЯ

ЭТНОЛЕКТОРИЙ

ЗАДАТЬ ВОПРОС


* Отправляя форму Вы соглашаетесь с "Политикой конфиденциальности" .

Представьтесь, пожалуйста:

Введите контактные данные:

телефон: 

e-mail:  

Ваш вопрос:

статьи, дополнительные материалы

Мы в соцсетях

семейное сообщество МАТИЦА в вконтакт
семейное сообщество МАТИЦА в телеграмм
семейное сообщество МАТИЦА на ютубе