НАШИ ВЕБИНАРЫ
Сезонная распродажа

Мастер-классы Ирины Агаевой (для просмотра содержания перейдите по ссылке)
Осенние обрядовые куклы
Стоимость 5000 3500руб.
Куклы Женской Судьбы Стоимость 5000 3500руб.
Если вы покупаете оба мастер-класса - цена 6000 руб.
Лекции Дмитрия Александровича Баранова: СтоимостьЕсли вы покупаете все 10 лекций - цена 4000 руб.
1. Женская работа в традиции. Ч.1(2023)
1. Мужское и женское в культуре людей и предметов.
2. О старых девах - черничках, келейницах, вековушах. Их важная роль в жизни традиционного общества, в погребальном обряде, в обучении грамоте, рукоделиям, травничестве.
3. О женских занятиях крестьянок с детства:
- старшая девочка - нянька
- рождение девочки - более значимое событие, чем рождение мальчика; женщина меняется сильнее, становится бабой.
4. Семейные обязанности по возрастам.
Девочек постепенно приучали ко всем семейным обязанностям. Практика наёмного труда девочек 10-12 лет: грести сено, собирать. колосья, трепать лён. Прядение и ткачество. Могли стать бороноволоками. Могли выполнять все роли, если неполная семья. В города отвозили присматривать за детьми.
Девушки: готовка, уборка.
5. У взрослых женщин было чёткое разделение с мужскими видами деятельности. Однако как вынужденное отклонение от нормы - женщины могли заменять мужчин практически во всех видах сельхозработ там, где были развиты отхожие промыслы. Рассматриваются подробно виды сельхозработ.
6. Роль женщин в промысловой деятельности. Архангельские и карельские женщины-рыболовы.
7. Стереотипы по поводу вклада в "семейный бюджет" мужчин и женщин в архаичном сообществе.
8. Женские виды сельхозработ, которых мужчины не касались: жатва, уборка овощей, в бранье и всей последующей обработке льна, осенней стрижке овец и т.д. На севере могли веять зерно.
9. Осень-зима: тканьё, вязание, шитьё одежды, вышивка, уход за домашним скотом (полностью в осенне-зимний период, весна-осень - с пастухом). "Обрядиться с коровой".
10. Участие женщин в общинной жизни. Общественная помощь (толоки, помочи): прополка, жатва, работы типа печебитья, избомытьё или большемытьё. Хозяйственные названия в зависимости от специализации: жнея, гребея, мятница, гуменница. На улице главный - большак, в доме - большуха. В её ведении квашня. Большина - власть в семье.
11. Разделение пространства дома на мужское и женское. При нарушении границ пользовались понятием греха.
12. Женские обрядовые сборища, совпадающие с неделей жён-мироносиц.
13. Начало жатвы - зажин, особая репутация того, кто начинает действия.
14. Страда. Страдать - от названия уборки урожая. Определённые мучения, тяжёлый труд. Жнут серпами, в наклон. От болей в спине обрядово готовились с весны.
15. Жняные песни. Роль ритма в сельскохозяйственнх работах. Виды песен во время работ, кто пели и кто нет. Мелодика стона, жалоб, плача. Ликующая интонация конца жатвы.
16. Связь страды с родами. Обряды, имитирующие роды.
17. Осень - женское время, бабье лето, время заготовки огородных культур," капустки", "похороны мух".
18. Распределение мужского и женского по времени суток. Самое раннее утро - женское время. Потом мужское время. Ближе к обеду - опять женское. После обеда в поле не работали, работали дома. Мужские - свои дела. Женщины - готовка и принять корову. Сумереченье - пассивное время без дел, мужское время. Наступает ночь - мужское время переходит в женское. В женское время трудовая активность. В женские дни запрещены прядение и ткачество, чтобы не засорить глаза Параскевы-пятницы, покоровительнцы ткущих и прядущих женщин.
19. Фотопоказ с комментариями. Комментарий о женском костюме.
2. Женская работа в традиции. Ч.2(2023)
1. Анонс лекции по заговорной традиции, знахарства, колдовства, эзотерических практик.
2. Нормативы женского поведения, роль нравственных и ценностных установок. Отношение к замужеству и материнству. Трудолюбие. Чистоплотность. Готовность жертвовать своими интересами в интересах семьи. Покровительство сильного мужчины. Внешний вид. Какое поведение порицалось.
3. Трудовые навыки девочек и девушек по возрастам и приобретение знаний. Няньки, казачихи. Подростковый период, обучение невесты, жены, матери.
4. Сбор приданого.
5. Одежда как часть приданного.
6. Приготовление еды по правилам в семье мужа.
7. Замужество. Женщина отвечает за тепло, свет, огонь. Уход за скотиной и птицей, присмотр за детьми. Женские сельскохозяйственные обязанности.
8. Большак, большуха. Большуха - организатор повседневной жизни семьи. Выборность большака и большухи.
9. Денщицы. Поочерёдное выполнение обязанностей по дому. Отношения свекрови и снохи. Старшинство снох. Иерархия в семье.
10. Если есть дочь - старая дева.
11. Опрятность в доме, чистота, порядок.
12. Сельскохозяйственные дела мужчины, женщины, девушек летом.
13. Приобщение к годовой обрядовой, песенной, сказительской традиции.
14. Девушка на выданье, девушка-невеста. Славутницы, обряды для скорейшего замужества. Честно-похвальное девочество.
15. Помочи. Помощь женщин друг другу. Работы с коллективным участием. Регламентирование выполнения работ по сезону. Обработка льна и конопли. Работа с шерстью. Помощь в подготовке приданого.
16. Роль коллективно изготовленных холстов, обряды опоясывания.
17. Бабьи капустки. Толока. Знакомства, ведущие к сватовству.
18. Переплетение работы и развлечений. Общение, пение, психологическая разгрузка.
19. Женское гончарство, работа с глиной. Этноигрушка.
20. Про обряд в церкви на праздники.
21. Бабьи или суконные деньги.
22. Причитальницы. Сказительницы. Плакальщицы. Плачи по рекрутам. Художественные качества плачей, опоэтизированная действительности. Причитальница Ирина Федосова. Выдающиеся исполнительницы.
23. О пении.
24. Фотопрезентация.
3. Свадебные обряды в традиции.Ч.1(2023)
1. Обзор литературы
2. Обряд жизненного цикла. Переходный обряд
3. Структура обряда
4. Брак - легитимность отношений
5. Формы заключения брака
6. Запреты на вступление в брак
7. Безбрачие
8. Приметы о безбрачии
9. Магические средства для избежания безбрачия
10. Обязательные обряды свадьбы
11. Демонстрация свадебных этногофических фотографий
12. Возраст для брака
13. Сватовство
14. Просватаная девушка. Невеста
15. Жених
16. Рукобитье
4. Свадебные обряды в традиции. Ч. 2(2023)
1. О важности свадебного обряда в жизни человека
2. Вербальный язык свадебного обряда
3. Фотосъёмка в современной свадьбе
4. Рукобитие (пропой)
5. Дружка на свадьбе
6. Поведение невесты после сватовства
7. Мотив узнавания невесты
8. Мотив смерти для невесты
9. Трансформации жениха
10. Испытания
11. Церемония кануна свадьбы
12. Запрет на самостоятельное передвижение невесты
13. Прощание с девичеством
14. Девья красота
15. Расплетание косы невесты
16. Банный обряд для невесты
17. Свадебный веник
18. Презентация свадебных предметов
5. Свадебные обряды в традиции. Ч. 3(2023)
1. Свадебные причитания
2. О пространстве и времени
3. о важности пения
4. Свадебный поезд
5. О границах
6. Благословение жениха
7. Защита свадьбы дружкой от всего злого
8. Свадебные песни
9. Выводной стол
10. Обряд выведения невесты из родительского дома
11. Венчание
12. Обряды в церкви для жизни в ладу
13. Обрядовые предметы
14. Повивание невесты
15. Свадебный каравай
16. Приготовление каравая
17. Брачная ночь. Постель
18. Обряд укладывания новобрачных в постель
19. Подбадривания молодых в брачную ночь
20. О целомудрии
21. 2 день свадьбы. Перводействия жены
22. Презентация
23. О старой деве
24. Ответы на вопросы
6. Сказки и сказители(2023)
1. Введение в тему сказок.
2. Анонс следующей лекции "Этнограф в поле".
3. Сказки и из классификация.
4. Волшебная сказка и её структура.
5. Обряд инициации и волшебная сказка.
6. Обряд инициации и русская сказка.
7. Баба Яга и её роль в сказке.
8. Противоречивый образ Бабы Яги.
9. Сказители и сюжеты сказок.
10. Сказители и их статус.
11. Сказка как часть общего наследия литературы.
12. Творческая подвижность сказки.
13. Сказочная среда и сказители.
14. Закат сказки в современном мире.
15. Сказители и из роль в фольклоре.
16. Бремя таланта и судьба сказителя.
17. Современное состояние сказительства.
18. Этнографы и собиратели сказок.
19. ВременнЫе ограничения рассказывания сказок.
20. Интерпретация сказок.
7. Осенины(2024)
1. Введение и значение Осенин: Осенины — это праздники, отмечаемые в начале осени, символизирующие окончание лета и встречу осени. Эти праздники отмечались в течение длительного времени, иногда растянутого на неделю или две.
2. Циклическая концепция времени: Время в традиционных культурах мыслится как цикл, а не линейно. Праздники Осенин подчеркивают связь с прошлым и будущим. Каждый день года связан с памятью святого, что объединяет прошлое, настоящее и будущее.
3. Обязательность обрядов: В традиционных культурах человек должен вмешиваться в ход событий. Обрядовые действия обязательны для контроля смены сезонов. Участие в праздниках и обрядах гарантирует выживание.
4. Семенов день: Семенов день — важный праздник, символизирующий поворотный момент для людей и природы. В этот день птицы ведут себя по-особому, особенно воробьи. Приметы, связанные с этим днем, указывают на будущее и характер года.
5. Бабье лето: Бабье лето — это переходный период между летом и осенью. Оно характеризуется теплой погодой днем и прохладными ночами.
Бабье лето связано с женскими занятиями и является преддверием настоящей осени.
6. Общественная жизнь и новый год: Время осенин связано с окончанием уборки урожая и общественной жизнью. В Московской Руси новый год праздновали 1 сентября до 1492 года.
7. Перенос празднования: Перенос празднования на 1 сентября связан с церковной жизнью. В библейском Ветхом Завете 1 сентября был ежегодным праздником. Православные святые отцы предложили перенести главный светский праздник на эту дату.
8. Поддержка царя Ивана III: Царь Иван III поддержал священников и издал указ о праздновании 1 сентября. 1 сентября также представлялся наследник царского престола. В народной традиции постригов стрижка мальчика происходила 1 сентября.
9. Летнее время и календарные обряды: Время измерялось не годами, а летами. Лето означало целый год, а не только сезон. Новый год символизировал творение мира и обновление.
10. Обряды с огнем: В начале осени гасили старый огонь и добывали новый. Новый огонь считался чистым и защищающим от зла. Этим огнем окуривали хлеб и скотину, зажигали свечи и лампады.
11. Защита от нечисти: Новый огонь использовался для борьбы с нечистью. Обряды защищали от болезней и эпидемий. Обряды проводились в Семенов день для защиты деревни.
12. Хозяйственные работы: С 1 сентября заканчивались полевые работы и начинались домашние. Заготавливали овощи на зиму, сушили лук и чеснок. Пчеловоды убирали пчел, от урожая зависело благосостояние семьи.
13. Застолья и семейные праздники: 14 сентября устраивали застолья, приглашали нищих. Праздновали щедрость природы и благодарили за урожай. Чем богаче был стол, тем богаче был год.
14. Новоселья и свадебные недели: С 1 сентября начинались засидки и домашние работы.
Новоселья считались благоприятным временем. Открывались свадебные недели, женщины наблюдали за девушками.
15. Обряды и юридические аспекты: В некоторых регионах открывали ворота для скота. День имел юридическую окраску: платили подати и разбирали судебные дела. В русском быту день окончания торговых и хозяйственных договоров.
16. Пастушьи обряды: Пастухи завершали сезонный договор с Лешим лешего.
17. Похороны насекомых: В Семенов день проводили похороны блох, тараканов и других домашних насекомых. Насекомых закапывали в землю, создавая из овощей "гробики". Обряд сопровождался шутливыми песнями и заговорами.
18. Шуточные песни: Обряд сопровождался шутливыми песнями, такими как "Два братца, два кондратца". Эти песни воспринимались как детские потешки или шутки-небылицы. Возможно, они повлияли на создание "Мухи-цокотухи" Чуковского.
19. Бабье лето и праздники: В бабье лето отмечали различные праздники, такие как день святого Луки Солунского 18 сентября. В этот день собирали бруснику и готовили из нее пироги и варенье. 7 сентября, день Тита Листопадника, считался днем сбора грибов. 8 сентября, день Натальи Овсяницы, начинался сбор овса. Эти обряды носили женский характер.
• Главными осенними праздниками были 14, 21 и 27 сентября.
20. Осенины и уборка урожая: 21 сентября, Рождество Богородицы, считался благоприятным для уборки урожая. В некоторых регионах в этот день убирали лук и пчел. В Забайкалье в этот день начинали выкапывать картошку, считая ее самой зрелой.21.Завершение полевых работ: Завершение полевых и огородных работ отмечалось общим весельем и застольем. Праздник урожая справлялся в течение недели, начиная с Семенова дня и заканчивая Рождеством Богородицы. В этот день было принято угощать молодоженов и их родственников.
22. Практическое значение праздника: Родственники приезжали к молодоженам, чтобы посмотреть, как они живут. Молодые показывали гостям свое хозяйство и угощали их. Праздник включал посещение родителей и восстановление добрых отношений.
23. Встреча осени: Осень встречали у воды, женщины ходили к берегам рек и озер. Хлеб разламывали и скармливали скотине для здоровья и молока. В это время боялись ходить в лес из-за змей, которые готовились к зимней спячке.
24. Воздвижение креста: Праздник посвящен обретению и воздвижению креста. В этот день воздвигали часовни, кресты и церкви. Праздник считался особо угодным Богу и важным для избавления от бед.
25. Пост и приметы: Праздник был постным, и соблюдение поста считалось важным. Приметы и поговорки отражали отношение к погоде и предстоящим периодам. Северный ветер предвещал теплое лето, а высота полета гусей — половодье.
26. Движение и народные приметы: В народных приметах и поговорках часто упоминается движение. Примеры: "сдвижение" хлеба на гумно, "воздвижение" хлеба с поля, "воздвижение" осени зиме навстречу. В этот день земля закрывается на зиму, медведь залегает в берлогу, змеи уходят в теплые страны.
27. Змеи и магические меры предосторожности: Змеи собираются в огромные клубки, что делает лес опасным. Люди принимали магические меры предосторожности, чтобы избежать укусов змей. Змеи теряют активность и не двигаются, что символизирует границу между живым и мертвым миром.
28. Запреты и магия начала нового года: Люди боялись ходить в лес и не гоняли скотину из-за змей и леших. Существовали строгие запреты на нарушение границы между домашним и внешним пространством. Магия начала нового года включала запрет на начало важных дел и угощение леших пивом.
29. Капустники и начало семейной жизни: Время заготовки капусты называлось "приход капустников". Устраивались вечеринки, называемые капустниками, где пели специальные песни. Капустники проводились не только в деревнях, но и в городах, символизируя начало новой жизни и семейной жизни.
30. Семейные обряды и праздники: Семейные обряды синхронизировались с календарными праздниками. Молодожены отмечали свадьбы в один день или неделю. Укреплялись горизонтальные родственные связи, что способствовало стабильности и миру в семье.
31. Магия первого: Начало осени воспринималось как новый год и рубеж сезонов. Обряды и приметы перетекали между праздниками, символизируя рождение нового. Эти праздники имели ярко выраженный женский характер.
32. Добыча нового огня: Новый огонь добывался в Семенов день и в случае кризисов. Тушение старого огня символизировало рождение нового. Огонь разносился по домам, делая мир видимым и реальным.
33. Освещение и костры: Освещение использовалось с Пасхи до Семенова дня. Костры на Ивана Купалу имели сакральный характер, но не добывались через трение. Традиционная культура гибкая и может иметь разные интерпретации.
34. Добыча огня: Добыча огня через трение была трудоемким процессом. Мужчины по очереди занимались этим, чтобы огонь был стабильным. Процесс занимал несколько часов и требовал усилий. 35. Банник - опасный персонаж: Банник - хозяин бани, один из самых опасных персонажей в русской мифологии. Баня считается порталом в другой мир и требует строгого соблюдения правил. Нельзя ходить в баню без разрешения хозяина и духа бани, иначе банник может наказать.
36. Взаимодействие с банником: Нельзя брать огонь из чужой бани без разрешения. Банник может убить, а не просто шалить, как домовой. В определенные дни, такие как Воздвижение, банник особенно активен.
37. Уязвимость в бане: В бане человек временно лишается культурного обличья, что делает его уязвимым. Женщины в бане играют роль принимающей стороны, что подчеркивает их уязвимость. Предложено делать подношения для задабривания банника.
38 Важность общения в праздники: Праздники укрепляют групповые связи и связи между родственниками. В определенные дни нужно общаться с родственниками, чтобы поддерживать отношения. Ритуальное значение праздников помогает поддерживать нормальные отношения в течение года.
39. Календарные праздники и их значение: Дмитриевская суббота связана с аграрной культурой и является важным праздником. Белорусская культура более архаична, чем русская, и сохраняет больше аграрных традиций.
8. Покровские обряды(2023)
1. Об эволюции похорон - ссылка на статью и пояснения, тема прошлых лекций.
2. Значение дня 14 октября в традиции. Погода в этот день раньше и теперь. Функции календаря.
3. О чуде молящейся Богородицы. Покровительство России.
4. Значение Покрова в народном сознании. Концепт Покрова очень ёмкий, многозначный. Много обрядов и практических действий связано с покрывалом, с действием - покрывать или открывать/закрывать. Слова с корнём "крыть", "кров". Конец и начало. Граница. Амбивалентный статус границы.
5. Покров в сознании земледельца - это начало нового месяца, начало холодного времени и граница между работами на земле с целью получения урожая и временем потребления урожая. Важный рубежный день.
6. Рекомендации и приметы, связанные с Покровом. "Текст", приметы как язык партнёра по диалогу.
7. Первый снег На Покров как предзнаменование правильной зимы. О правильной зиме и связи с будущим урожаем. Опасность бесснежной зимы. Опасности от слишком раннего выпадения первого снега - поздняя зима, долгая распутица и связанные с этим трудности.
8. Приметы, связанные с ветром.
9. Покров - "индекс" зимы, результат компрессии, сжатии всего зимнего сезона до пределов одного дня.
10. Приметы, связанные с животными и птицами.
11. С Покрова - действия по сохранению тепла внутри дома.
12. Батюшка-Покров, мужской персонаж в заговорах.
13. Ритуальный характер первого протапливания избы.
14. Про вымораживание тараканов и превентивные меры - протапливание печи до Покрова.
15. Прекращение пастушества (скот ставили в стойла) - завершается договор с лешим. Напоминание о пастушестве "с обходом" или "с отпуском" по договору с лешим. Общие и индивидуальные запреты пастухам. Обряды со скотиной. Дожинальный сноп.
16. Нечистая сила после Покрова считается неактивной. Последние буйства - на Покров.
17. С Покрова нет уличных гуляний. С Покрова девушки всерьёз принимались за рукоделия. С Покрова до Рождества - прядение. Пора девичьих посиделок, вечорок. Совмещение гуляний с работой. Парни могли плести лапти или помогали девушке крутить колесо прялки. Демонстрация умений и талантов для устройства личной жизни.
18. Покров - покровитель свадеб. С погодой связаны приметы о свадьбах. Свадьбы - счастливое завершение сельскохозяйственного сезона. Наряжание в церковь. Невесты.
19. В Покров всё тайное становится явным, прозрачным.
20. Тесная связь семейных обрядов с календарными. Соотношение времени свадеб с урожайностью земли (до Масленицы и после окончание полевых и огородных работа).
21. Покров - время, когда нанимались на работы. Парни - отходники до весенних работ, наём на работу в города. Бурлаки до Покрова возвращались.
22. Покровские ярмарки.
23. Региональные особенности празднования Покрова.
24. Покровские гадания и обряды. Праздники - время, когда можно узнать будущее. Концепт гаданий. Гадания на замужество. Гадания на сон. Гадания на свечу, на нить, по предметам, на воду. Обряды с водой на счастье. Защита с покровской водой от супружеских измен. Баня на выздоровление от болезней. Парни на Покров гадали на женитьбу.
25. Фотопрезентация.
9. Осенние Деды(2024)
1. Введение в календарную поминальную обрядность: Тема смерти в традиции рассматривается как продолжение бытия человека. В русской культуре существуют родительские субботы, когда границы между миром живых и мертвых становятся проницаемыми. Эти дни позволяют общаться с умершими.
2. Эмоциональное отношение к теме смерти: Тема смерти вызывает сильные эмоции и хорошо сохраняется в культуре. Культура пытается компенсировать страх смерти через освоение неведомого мира. Примеры практик: шитье одежды для смерти, сбор волос и ногтей.
3. Дмитриевская суббота: Дмитриевская суббота в 2024 году приходится на второе ноября. Это родительская поминальная суббота, включающая определенные обряды.
4. Различие между частными и календарными поминками: Частные поминки связаны с конкретными похоронами и входят в структуру погребального обряда. Календарные поминки связаны с категорией предков и преобразуют индивидуальные события в типичные. Переход в разряд предков предполагает утрату прежних качеств.
5. Переход в статус предков: Умерший человек теряет индивидуальность и становится частью общины предков. Предки теряют имя, возраст и индивидуальность, что сближает их с новорожденными. Календарные и жизненные циклы совмещаются, что отражается в свадебных и поминальных обрядах.
6. Связь с живыми и покровительство: Покойник мыслится как переход в иное бытие, поддерживающий связь с живыми. Связь актуализируется в отведенные традиции дни, такие как родительские субботы.
7. Роль предков в жизни потомков: Предки принимают активное участие в судьбах потомков. Оскорбление предков дурным словом может привести к несчастьям. Предки играют ключевую роль в жизни потомков.
8. Поминальные дни и концепция предков: Поминальные дни связаны с переходом покойника в статус предка. В европейской традиции это не полное возвращение умершего. Концепция кругового жизненного цикла не доминирует.
9. Временный характер посещения предков: Предки приходят как гости, которых нужно проводить. Отсутствие обратного пути для покойника отличает погребально-поминальную обрядность. Похороны и свадьба плавно переходят в календарь.
10. Влияние предков на судьбу: Поминальная обрядность имеет высокий прагматический статус. Урожай и другие ценности поступают из мира мертвых. Предки влияют на судьбу и благополучие потомков.
11. Родительские субботы и их значение: Родительские субботы важны для общественного признания и закрепления перемен. Похороны включаются в календарный обряд для повышения статуса события. Предки управляют природными стихиями и влияют на судьбу.
12. Дмитриевская родительская суббота: День памяти Дмитрия Солунского 8 ноября по новому стилю. Дмитрий Солунский был тайным христианином и защитником города Солунь. Его икона считалась важной на Руси, особенно среди князей.
13. Поминальная суббота и память воинов: Поминальная суббота установлена Дмитрием Донским для поминовения воинов. Это день памяти как родителей, так и воинов, погибших за правое дело. Завершается поминовение общей трапезой.
14. Поминовение в русской традиции: Поминовение основано на представлении о связи между живыми и мертвыми. Церковь считает, что смерть не является завершением жизни души. Единственно, что необходимо душе покойного, — это молитвы живых.
15. Значение поминовения: Живые люди должны молиться за умерших, чтобы они попали в рай. Неисполнение этой просьбы может привести к страданиям живых. Поминовение считается важным для благополучия в этом мире.
16. Дмитриевская суббота: Дмитриевская суббота — значимый день в календарном обряде. Женщины играют главную роль в поминовении душ усопших. На могилу оставляют мед и пироги, а также рассказывают фольклорные истории.
17. История о проклятом ребенке: Женщина прокляла ребенка, который пропал после крещения. Крестная мать спасла ребенка, отправив его в баню с крестом. Это произошло в Дмитриевскую родительскую субботу, когда связь между мирами становится интенсивной.
18. Поминки в русской традиции: Поминки включают ритуальную чистоту и общение с мертвыми. Крестьяне пекут блины и идут в баню, затем садятся за стол. Поминки сопровождаются строгим постом и посещением церкви.
19. Кормление покойников: На могилах оставляют пироги и лепешки, иногда с водкой. Женщины беседуют на могилах, затем расходятся по домам. Остатки еды разбрасывают для птиц.
20. Домашнее поминовение: В некоторых регионах родители приглашаются в дом на трапезу. Пища для родителей оставляется под столом, чтобы проверить, приняли ли они еду. В западно-русских регионах поминовение включает четыре приема пищи с двенадцатью блюдами каждый.
21. Западно-русская традиция: В северо-восточных губерниях европейской России трапеза была ориентирована на посещение кладбища. На могилы приносили еду, которую оставляли птицам или душам родителей. Варили кутью, которая была поминальной пищей и актуальной для календарных обрядов.
22. Роль нищих и убогих: В родительские дни нищие и убогие странники играли важную роль. Их присутствие считалось хорошей приметой, и их кормили и одаривали. Нищие считались проводниками между мирами и носителями эзотерической информации.
23. Дмитриевская суббота: В Дмитриеву субботу поминали умерших, включая тех, кто умер неестественной смертью. В церковь несли кутью и деньги за поминовение. После панихиды кутью раздавали по домам.
24. Поминальная трапеза: В Вологодской губернии на кладбище поминали, а затем дома накрывали поминальную скатерть. На столе ставили кашу и вкусные блюда, зажигали свечи и молились. После ужина хозяин проводил души предков, и остатки пищи отдавали нищим.
25. Календарные и природные приметы: Дмитриев день был днем заключения сделок и завершения договоров. Устраивали беседы, которые могли продолжаться до ночи. Природные приметы указывали на погоду и будущее.
26. Сватовство и замужество: Дмитриев день считался днем сватовства и замужества. После этого дня свадьбы были редки до зимнего мясоеда. Девушки считались хитрыми, особенно после замужества.
27. Почитание сирот: Сироты ходят на кладбище и почитают своих родителей. Они читают стихи, выражая свою боль и тоску по умершим. Традиция почитания сирот сохранялась до Великой Отечественной войны.
28. Почитание воинов: Традиция почитания воинов, погибших на поле боя, сохранялась до Великой Отечественной войны. Пример: плач матери по сыну, погибшему на фронте. Почитание выполняло психотерапевтическую функцию в трудные времена.
29. Традиционная культура и почитание: Традиционная культура помогает справляться с горем и кризисами. Почитание умерших помогает установить связь с ними. Традиции помогают пережить утрату и сохранить связь с умершими.
30. Вопросы и ответы: Обсуждение важности почитания умерших в современной культуре. Почитание имеет психотерапевтическую функцию и помогает облегчить горе. Традиции продолжают жить и имеют прагматическую ценность.
31. Обезличивание предков: В некоторых культурах предков не персонифицируют, а упоминают в общих чертах. В поминальных крестцах предки упоминаются с ленточками или кусочками ткани. Это помогает новым членам семьи узнать о предках и не повторять их ошибки.
32. Память о предках: В каждой семье предки имеют индивидуальные имена до определенного поколения. В русской традиции память о предках не распространяется далеко вглубь времен. На поминках предков упоминают по именам, но со временем это размывается.
33. Важность упоминания предков: Важно упоминать тех, с кем общался при жизни. Чем дальше в прошлое, тем больше обобщение и размывание. Упоминание предков помогает сохранить их индивидуальность и память.
34. Места для поминовения: Поминовение можно проводить как в церкви, так и дома. Нет обязательного правила, где именно проводить поминовение. Важно учитывать традиции и предпочтения семьи.
10. Ноябрьские праздники: Кузьминки, Михайлов день и Филиппов день(2024)
1. Введение в календарные обрядовые праздники: Календарные праздники синхронизируют изменения в природе и обществе. Ритуалы классифицируются на три группы: обряды жизненного цикла, ситуационные обряды и календарные обряды. Календарные праздники создают ритм, важный для человеческого существования.
2. Важность календарных праздников: Время в культуре неоднородно и семантически окрашено. Календарные праздники структурируют время, делая его более понятным и близким. Праздники образуют иерархию, от главных до менее значимых.
3. Три важных поздне-осенних праздника: Обсуждение трех дней: Кузьминки, Михайлов день и Филиппов день. Эти праздники важны для крестьянской жизни и связаны с сельским хозяйством и ремеслами. Ремесло связано с изготовлением артефактов, что отражает демиургическую природу человеческой деятельности.
4. Цель праздников и ритуалов: Главная тема любого обряда — творение мира. Праздники и ритуалы символизируют обновление мира, как это было сделано в первый раз. Участие в празднике обязательно для всех, чтобы создать новый мир.
5. Кузьминки и их значение: Кузьминки связаны с природными явлениями и границей осени и зимы. Праздник символизирует прощание с осенью и встречу зимы. Кузьминки ассоциируются с кузнецами и их ремеслом, что отражено в народной мифологии.
6. Запреты и традиции на Кузьминки: В этот день запрещались любые работы в кузнице. Кузьма и Демьян считались врачевателями и ассоциировались с кузнецами. Кузнец обладал обширными эзотерическими знаниями, что отражено в народных представлениях.
7. Кузнечное ремесло и здоровье: Кузнечное ремесло связано с лечением и закаливанием. Кузьма и Демьян считались обладателями сакрального знания. В Древней Руси учебный год начинался 1 ноября, что связано с Кузьмой и Демьяном.
8. Кузнечное ремесло и обучение: Кузнечное ремесло связано с заморозками и морозами. Кузьма и Демьян покровительствовали обучению и получению новых знаний. Кузнечное ремесло охватывает различные области, включая медицину и телесные аспекты.
9. Кузьминки и женские занятия: Кузьминки связаны с глубокой осенью и окончанием сельскохозяйственных работ. Женщины начинали усердно прясть, что носило коллективный характер. Кузьма и Демьян помогали не отстать в работе и сравнивали с более ранними работами.
10. Кузьминки как девичий праздник: Кузьминки отмечались как девичий праздник. Кузьма и Демьян ковали венцы и кольца, символизируя создание новых семей. В южнорусской традиции отца новорожденного называли ковалём.
11. Обряды и игры на Кузьминки: Девушки готовили еду и устраивали вечеринки. Играли в молодёжные игры с эротическим подтекстом. Кузьминки были связаны с брачными мотивами и выбором пары.
12. Курячий праздник и обряды: Курячий праздник включал ритуальное воровство куриц. Обряды были направлены на выявление симпатий и создание семьи. Курица символизировала замужнюю долю женщины.
13. Похороны Кузьмы: Кузьму делали из соломы и одевали в мужскую одежду. Устраивали свадьбу с кашей и водкой. На третий день Кузьму хоронили, разрывая его одежду и топтали солому.
14. Михайлов день - 21 ноября: Михайлов день, или день Архангела Михаила, который считается покровителем рода человеческого. Праздник связан с природными явлениями и сезонными изменениями. В народе день называют Михайловскими оттепелями или Михайловскими грязями.
15. Приметы и традиции: Михайлов день считался пограничным и благоприятным для начинаний. В этот день накрывали богатый стол и приглашали гостей. Варили пиво, которое считалось медиатором для коммуникации с иным миром.
16. Задабривание домового: В Михайлов день задабривали домового, чтобы он заботился о скотине зимой. Иногда домового могли наказывать, чтобы он не вредил. Легенды о происхождении нечистой силы связаны с этим днем.
17. Филиппов день: Филиппов день, или Кудели, начинается Рождественский пост. Неделя после Филиппов дня называется Кудельница. В этот день заканчивался свадебный сезон и начинался "волчий месяц".
18. Приметы и традиции: Приметы связаны с урожаем и погодой. В этот день задабривали домового, оставляя угощения. Начинались посиделки и засидки, называемые "бабьи засидки".
19. Карачуновский пост: Рождественский пост назывался Карачуновским. Карачун означает тьму и смерть, а также внезапную смерть в молодом возрасте. В этот день ели трехлетнего бычка, чтобы войти в иное состояние перед постом.
20. Строгий постный день: Строгий постный день символизирует угасание мира. Человек ограничивает себя в еде и питье, что ассоциируется с умиранием. В последние дни поста ограничения особенно жесткие.
21. Рождественский сочельник: В сочельник человек синхронизирует свои биологические ритмы с природным циклом. Мир затихает, культурная активность прекращается. Мир возрождается с новыми силами, и человек преображается вместе с ним.
22. Угощение и укрепление границ: В сочельник угощали умерших и домовых. Эти действия укрепляли границы между миром культуры и миром иным. Время поста характеризуется сужением жизненного пространства.
23.Опасное время: Время поста опасно, так как границы между мирами становятся тонкими. Внешняя активность человека ограничена, чтобы не нарушить границы. Пост насыщен праздниками, такими как малые святки и ведение Богородицы.
24. Неоднородность времени: Время поста неоднородно и имеет как праздничные, так и аскетичные периоды. Постный период имеет свои микро-этапы, отмеченные как праздниками, так и аскетизмом.
25. Вопросы и ответы: Обсуждение значимых дней декабря, таких как Наумов день и введение Богородицы. Вопрос о домовом и его поведении в разные сезоны. Важность соблюдения правил общежития с домовым. Обсуждение куклы Филипповки.
НАШИ ПРОГРАММЫ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
